Валерий Солонбеков (v_solonbekov) wrote,
Валерий Солонбеков
v_solonbekov

Categories:

Путешествие на восток России. Курильские острова.


1. На подходе к острову Итуруп.

Курилы. Только вернувшись из поездки на остров Кунашир, я в полной мере смог осознать, каким наивным я был, когда планируя в сентябре прошлого года поездку на восток России, я отвёл на посещения Курил аж три дня. Но обо всём по порядку.  Далее фото и очень много букв. Все фотографии Кликабельны, открываются в новом окне, в большем разрешении.



Пропуск в пограничную зону

  Желание посетить Курильские острова Кунашир, Итуруп, Шикотан нужно начинать матерериализовывать с получения пропуска у пограничников, так как территория Южных Курил является пограничной зоной. Личного вашего присутствие для получения пропуска не требуется, но получение его является определённой проблемой, так как нужно, чтобы кто то в Южно – Сахалинске посетил погрануправление с копией вашего паспорта и заявлением на получения пропуска. Пограничники периодически меняют правила получения пропусков, в этом году, например, требовалось предоставить дополнительно маршрутный лист и календарный план посещения заявленных мест. В моём пропуске, кроме посещения острова Кунашир, было заявлено посещение острова Шикотан, что дало возможность пару часов побродить по Шикотану во время стоянки судна. Получение пропуска необходимо для приобретения билетов, ещё он мне потребовался для предъявления пограничникам, при сходе с судна в пунктах назначения. На Кунашире он больше нигде не пригодился, кроме как для посещения закрытого пограничного городка, на территории которого, к моему удивлению, располагается бальнеолечебница "Горячий пляж". Тем не менее, очень наивно рассчитывать получить пропуск непосредственно перед посещением Курил. Нет, пропуск вы, конечно, получить, скорее всего, сможете, но билеты купить на основании него, уже вряд ли.

Транспорт на острова.

При посещении Курильских островов есть две проблемы. Первая – как туда забраться и вторая, гораздо более сложная – как оттуда выбраться.

Связь с островами осуществляется:

   - по воздуху, авиакомпанией САТ (Сахалинские авиатрассы), принадлежащей ОАО «Аэрофлот». На Итуруп – на аэродром Буревестник, принадлежащий министерству обороны, четыре раза в неделю. На Кунашир той же авиакомпанией на аэродром Менделеево, пять раз в неделю. По данному маршруту летают канадские самолёты Dash вместимостью около 50 человек. На остров Шикотан самолёты не летают.

  - морем, на теплоходе Игорь Фархутдинов, вместимостью 150 человек, который с сентября отправляется от порта Корсаков по вторникам по маршруту Корсаков - Кунашир, Шикотан, Итуруп – Корсаков, а по пятницам наоборот Корсаков - Итуруп – Шикотан – Кунашир – Корсаков. Летом у теплохода в этом году было другое расписание – он ходил один раз в неделю на Итуруп, один раз в неделю на Кунашир, Шикотан.

Если учесть, что население Курильских островов, по переписи 2007 года, около 16, 5 тысячи человек и что в сезон курильчане хотят отдохнуть на материке, а их родственники посетить Курилы, то существующая пропускная способность транспортных линий, по видимому, даже не обеспечивает собственные нужды жителей, а с учётом сезонных рабочих, гастарбайтеров, туристов, транспорт становится уже существенной проблемой.

  Кроме этого, возможности аэродромов Буревестник и Менделеево, даже после реконструкции последнего, позволяют принимать самолеты только в условиях прямой видимости и борта летают не по расписанию, а по фактической погоде, которая в Тихом океане очень не устойчива. Задержка рейсов на неделю, считается вполне нормальным явлением. Вместе с тем билеты на рейсы распродаются фактически моментально после начала продаж в офисах авиакомпании САТ и это даже при том, что по интернет они не продаются. Планируя посещения островов этим видом транспорта, не будет лишним, если закладывать неделю на вылет из Южно – Сахалинска и неделю на вылет с Итурупа, или Кунашира.

  Поездка на острова на теплоходе это отдельная песня. Главное даже не в том, что добираться до крайнего острова в маршруте, нужно двое суток. И даже не в том, что расписание теплохода категория достаточно условная – капитан, после выхода из порта, решает каким маршрутом идти, а шторма ещё более жестко меняют расписание. День – два отклонения от расписания, вообще не считается проблемой. Ну а главное в том, что обратный билет на теплоход купить в принципе не возможно. Погрузка на теплоход пассажиров на Итурупе, Шикотане, Кунашире осуществляется в порядке живой очереди, а эта очередь в сезон существенно превышает возможности теплохода. Например 11 сентября из 80-и человек, желающих попасть на теплоход на острове Кунашир, только 40-а человекам такая возможность была предоставлена.

Острова

Не смотря на то, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир располагаются в непосредственной близости, по местным меркам, друг от друга, но они очень разные по природе, по структуре экономики, и, по видимому, по социальному составу проживающих местных жителей. Справедливости ради, хочу отметить, что только о Кунашире я могу судить по личным впечатлениям, а суждения об Итурупе и Шикотане это квинтэссенция мнений местных жителей за две недели общения. Итак:

Итуруп. Самый большой и красивый из всех заселенных островов Южной гряды, огромное количество вулканов, красивые скалы, водопады, бухты, богатый животный мир (лежбище каланов, сивучей, котиков, белохвостые орланы, лисы, медведи). Последних особенно много на этом острове. Природа суровая, необычная. В туристическом плане Итуруп самый сложный из всех трех (Шикотан, Кунашир и Итуруп) островов. Гостиница всего одна на весь остров, мест в сезон практически не бывает. Кафе всего одно - работает только в будни. С транспортом напряженка, расстояния большие, пешком не находишься.

   Экономика острова совершенно не развита, малый бизнес в зачаточном состоянии. Причина такого положения вещей, на мой взгляд, в доминирующем положении местного монополиста ЗАО «Гидрострой». Нет, конечно вклад в экономику Итурупа этого достаточно современного рыбоперерабатывающего предприятия трудно переоценить – это основной налогоплательщик местного муниципалитета, но его «бело-пушистость», в версии самого предприятия, по видимому, напрочь подавляет волю местного сообщества и власти к комплексному развитию своей территории.

Шикотан. Административно входит в состав Южно-Курильского городского округа. Природа этого острова резко отличается от соседних островов. Главным отличием является отсутствие вулканов и больших возвышенностей. Доминирующей высотой является гора Шикотан, которая всего 412 метров. Другим отличием является фактическое отсутствие непроходимого бамбучника, что делает этот остров очень доступным для пешего туризма и крайне изрезанная, глубоковдающимися в океан мысами и вдающимися в берег красивейшими бухтами, береговая полоса. Я два часа провёл на острове – ощущение такое, что попал в параллельный мир. Главной достопримечательностью острова, опять же, на мой взгляд, является мыс «Край света». Это место реальное воплощение сего образного высказывания, ибо стоя на этом мысу перед тобой простираются бескрайние просторы океана с ближайшей землёй на расстоянии в нескольких тысячах километров.

На Шикотане, единственном из трёх островов, обслуживаемым теплоходом Игорь Фархутдинов, есть безопасная бухта для швартовки в любую погоду. Добраться на остров можно как на вышеупомянутом теплоходе так и на плашкоуте ( небольшая, не самоходная грузопассажирская баржа, перемещаемая буксиром) два раза в неделю ходящего с Южно-Курильска (остров Кунашир).

Экономика острова зиждется на деятельности двух «непримиримых» монополистов, один из которых окопался в населённом пункте Крабозаводское в виде филиала того же Итурупского ЗАО «Гидрострой», другой, ЗАО «Рыбокомбинат Островной», в административном центре Шикотана, селе Малокурильское. Эти компании и есть настоящая власть на острове, всё остальное крутится вокруг них.

На острове всего одна гостиница. Малый бизнес развит слабо, но как мне показалось, предприимчивых людей много больше, чем на более крупном и по размерам, и по численности, Итурупе.

  Кунашир. На острове я провёл неделю. Редчайший случай, когда впечатления от посещения какого-то места много круче, чем ожидания. Остров удивил многим. Своей уникальной природой, удивительно добрыми и интересными людьми, а самое главное - задорной предпринимательской атмосферой. На острове штук восемь небольших гостиниц ( более точно так и не смог подсчитать ), два приличных ресторана, несколько кафе, бесчисленное множество магазинчиков, в большинстве своём, с современным интерьером. Развита сфера услуг для туристов и по транспортной заброске по интересным местам острова, и по услугам гидов и проводников. Есть и многочисленные горячие источники - обустроенные и дикие, многие с водой обладающей лечебным эффектом, нежится в которых очень приятно после подъёмов на вулканы, или после жёсткого трекинга через бамбучник. Казалось на Кунашире есть все условия для превращения острова в туристическую Мекку, но увы… видимо проклятие висящее над Россией не обошло и Курилы – мы много говорим о развитии, но в лучшем случае топчемся на месте. Нет, конечно, после посещения острова господином Медведевым пошли федеральные деньги на строительство дорог, социальных объектов, военных городков, но без стратегии развития острова, разработанной совместно с местными жителями, заниматься его перспективой, то же самое, что лечить гланды через задницу. Говорят, что администрация острова весной этого года представила в областную администрацию программу развития туризма на Кунашире, но я не нашёл ни одного из многочисленных предпринимателей в сфере туризма, с кем общался, кто хоть что то слышал об этой программе. Стратегия развития территории, разработанная без участия местного сообщества это мёртвый документ. Обычно такие бумаги пишут чиновники либо под давлением вышестоящего начальства, либо ради получения бюджетных денег, которые потом исчезают в неизвестном направлении.

Ну а местное предпринимательское сообщество, судя по всему, много адекватней и прогрессивней действующей власти. Есть совершенно чёткое понимание современного состояния экономики Кунашира и перспектив его развития. Кроме решения энергетических, социальных проблем и вопроса транспортной блокады острова, в сущности банальной для страны, считающей себя великой державой, вкорячившей в каких то тысяче километрах от Кунашира, два десятка миллиардов долларов в недельные посиделки мировой бюрократии в рамках саммита АТЭС во Владивостоке, развитие острова упирается в следующие проблемы:

- Заповедник. В сущности Кунаширу некуда развиваться. Лишь незначительная центральная часть острова не является заповедной. Юг и север острова имеет статус заповедника, а это значит, что эту территорию нельзя вовлекать в хозяйственный оборот, что, по сути, ставит крест на туризме, как на существенной отрасли экономики острова. Видимо нужно ответить на вопрос что важнее - развивать заповедные территории, или развивать местное сообщество? На мой взгляд, на Кунашире есть единственная популяция, требующая всемерной защиты и помощи - это популяция местных жителей! Очевидно, что статус значительных территорий, не рационально включенных в границы заповедника, нужно понижать до уровня природного парка, оставляя в границах заповедника лишь локальные зоны, существование которых оправдано. Это позволит разработать амбициозную стратегию развития острова, опирающуюся на научно обоснованное количество туристов, которых без ущерба для экосистемы острова, может принять Кунашир и разработать генеральный план застройки территории, способный обслужить расчётное количество гостей острова.

- Пропускной режим в пограничную зону. Этот артефакт из прошлого существенно усложняет возможность посещение Курил, так как требует заблаговременного решения этого вопроса. Можно понять, когда наличие предварительно полученного пропуска, требуется для посещения территории на материке, находящейся в непосредственной близости от сопредельного государства. Зачем нужен пропуск для граждан России, прибывающих на острова без плавсредств, если с Японией острова разделяет многокилометровый пролив, а все «секреты» острова можно детально рассмотреть по спутниковым картам не выходя из офиса?

«Спорные территории»

То, что сегодня все кому не лень Южные Курилы называют «спорными территориями» это есть убедительная тактическая победа японской дипломатии. Можно сколь угодно долго рассуждать о том, кто первым пришёл на Курилы, но очевидно, что Япония потеряла эти острова по итогам второй мировой войны. Другое дело, что наши заклятые американские «друзья» сделали всё возможное, чтобы Россия не воспользовались плодами этой победы, утопив юридическое закрепление этого вопроса, но это уже другая история.

  Грустно другое, что вместо однозначной позиции по вопросу, что Курилы это Российская земля, наш самый главный начальствующий перец, всё говорит про какие то переговоры, что усиливает давление японцев по решению этого вопроса в свою пользу. А подарки Норвегии в виде куска российских территорий и Китаю в виде острова Тарабаров и части Большого Уссурийского, наводят на мысли, что где то в тиши кабинетов может разыгрываться далеко не пророссийская карта в отношении и Курил. Во общем, хочется воскликнуть словами Жоржа Милославского из Кинофильма Иван Васильевич меняет профессию, обращаясь к нашей сегодняшней власти: «Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!»




2. Порт города Курильск, административной столицы острова Итуруп. Точнее всё это принадлежит ЗАО "Гидрострой". На Итурупе для теплохода Игорь Фархутдинов нет возможности для швартовки к причальной стенке. Разгрузка грузов и доставка пассажиров осуществляется плашкоутами  ( небольшая, не самоходная грузопассажирская баржа, перемещаемая буксиром)  с судна, стоящего на рейде, на безопасном расстоянии от берега. Когда море спокойно, то процесс разгрузки это нудная многочасовая работа. Ну а если море штормит, то разгрузка превращается в сплошной экстрим. Бывает, что разгрузку грузов и высадку - посадку пассажиров вообще произвести не удаётся.


3. Фирменный стиль Российских портов - догнивающее судно.


4. Ну а вот тот самый плашкоут, на фото грузовой. Осуществляется разгрузка с теплохода контейнеров.


5. А это уже пассажирский плашкоут. Доставка пассажиров на берег и на теплоход длилась часа три. Я спросил неужели нельзя больше пассажиров брать на борт плашкоута? Ответ меня обескуражил - оказывается у великого и могучего ЗАО "Гидрострой", владельца этого плавсредства, всего 12 спасательных жилетов и пассажиры брались на борт в этом же количестве.


6. Словаки, путешествующие по Итурупу и Кунаширу поднимаются с плашкоута на борт Игоря Фархутдинова.


7. Ну а на плашкоуте жизнь идёт своим чередом. Экипаж между погрузками и разгрузками ещё и в нарды успевает резаться.


8. Погрузочно-разгрузочные работы на Итурупе шли фактически весь световой день. И вот на закате теплоход идёт вдоль острова по пути на Шикотан. Очень манят очертания Итурупа!


9.  Шикотан. На острове очень удобная бухта, поэтому погрузочно-разгрузочные работы на теплоходе, пришвартованного к причальной стенке, занимает около трёх часов.


10.  А это погранзастава, располагающаяся на входе в бухту.


11. Малокурильское - административный центр Шикотана. Дорога ведущая от порта в посёлок.


12.  Ну и символ российских портов - догнивающие суда.


13. Природа Шикотана удивительна!


14. Порой возникает ощущение, что попал в параллельный мир!


15.  Очень впечатлило, когда сквозь низкие дождевые облака вдруг пробилось солнце.


16.  И снова в путь - впереди Кунашир.


17.  Порт на острове Кунашир, традиционно принадлежащий местной рыболовной компании. Причальная стенка, к которой может пришвартоваться теплоход Игорь Фархутдинов находится в очень неудобном месте - на входе в порт с сильными течениями. Поэтому будет ли теплоход швартоваться, или разгрузка будет осуществляться как на Итурупе посредством плашкоутов, определяет капитан судна исходя из погодных условий.


18. Бухта порта Южно - Курильска, однако.


19. Вновь отстроенная церковь - некая прибыль от визитов одного московского начальника.


20.  Вообще в Южно - Курильске много добротных, свежепостроенных домов, но в основном посёлок выглядит как на этом фото.


21. Бальнеолечебница "Горячий пляж". Когда то, благодаря уникальным свойствам местных вод, это была всесоюзная здравница. Сегодня, исходя из фантастических транспортных проблем,  в лечебнице в основном лечатся местные жители, да немногие гости с Сахалина. Для того чтобы понежиться в здешних водах, нужно в кассе поликлиники Южно - Курильска купить курсовку за 137 рублей и только потом ехать в "Горячий пляж"...


22.  ... в противном случае ваше путешествие может закончится вот здесь, на КПП на въезде в посёлок Горячий пляж. Удивительно, но эти уникальные источники располагаются на территории закрытого пограничного городка. Видимо так удобнее развивать туризм на острове.


23.  Закат над Южно - Курильском.


24. Отдельная тема - это люди Сахалина и Южно - Курильска. Такого количество добрых отзывчивых людей, я мало где встречал. При чём у меня уже складывается формула - чем ближе к окраине России, тем лучше люди, а Сахалин и Курилы, видимо, самая окраина.
  Собирательным образом гостеприимства Сахалинцев и Курильчан, может быть вот этот местный житель - Владимир. Случайно встретившись на дороге,  он отвозил к началу тропы на вулкан Менделеева. Каково же было моё удивление, когда позднее он позвонил, чтобы уточнить не было ли проблем с возвращением... Ну а благодарность Сергею с Южно-Сахалинска вообще безгранична, ведь благодаря ему этот поход состоялся.
  Спасибо всем за увиденный Кунашир!
Далее пост о природе Кунашира.
Tags: Курильские острова, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Курильские острова” Tag

  • Остров Кунашир. Восхождение на вулкан Тятя.

    1. Предрассветный вид на вулкан Тятя. Кажется, что он совсем рядом, но до его подножья часов пять езды на квадрациклах... Вулкан Тятя, находится…

  • Природа Кунашира.

    1. Первый кадр, сделанный по приезду на Кунашир. На Кунашире много замечательных мест, наверное и месяца будет мало, чтобы их все посетить.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “Курильские острова” Tag

  • Остров Кунашир. Восхождение на вулкан Тятя.

    1. Предрассветный вид на вулкан Тятя. Кажется, что он совсем рядом, но до его подножья часов пять езды на квадрациклах... Вулкан Тятя, находится…

  • Природа Кунашира.

    1. Первый кадр, сделанный по приезду на Кунашир. На Кунашире много замечательных мест, наверное и месяца будет мало, чтобы их все посетить.…