Валерий Солонбеков (v_solonbekov) wrote,
Валерий Солонбеков
v_solonbekov

Categories:

Путешествие на восток России. Байкал. Кругобайкальская железная дорога.


1. На подъезде по ЖД к Байкалу. Осень.
   Вообще изначально планировался поход на пик Черского, но неустойчивая погода изменила планы и был выбран запасной вариант - поход по Кругобайкальской железной дороге, о чём я ни разу не пожалел. В силу установившейся холодной, промозглой погоды, чесно говоря, я ожидал монотонное чапанье по шпалам под снег или дождь, а фактически получилось путешествие по трём уникальным музеям, что произвело на меня неизгладимое впечатление. Представьте себе промозглое утро, электричка, платформа с многообещающим названием "Чёрная падь", сорокаминутный переход по мокрому, от прошедших дождей, леса и... ты попадаешь в посёлок Старая Ангасолка, в уникальный дом-музей, организованный почитателями таланта Николая Константиновича Рериха. В 1926 году Рерих, совершая Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой пролегал через Монголию, Китай, Тибет, Индию, прошёл через посёлок Старая Ангасолка. Несколько лет спустя возникла идея создать культурно-выставочный центр на месте дома, где останавливалась великая семья. В 2002 году началась реконструкция дома. Сегодня это комплекс зданий в которых расположены гостиница и несколько музейно-выставочных залов в которых собрана экспозиция, посвященная жизни-деятельности семьи Рериха и организуются выставки современных художников. Меня сильно впечатлил не спешный просмотр работ художника Алексея Леонова глубокой ночью,  по возвращению с КБЖД, так как некоторая часть гостиницы находится под одной крышей с выставочными залами и смотрителями не ограничивается время просмотра экспозиции для проживающих.  Во общем впервые жил в музее.
   Вторым музеем  можно назвать, собственно, саму Кругобайкальскую железную дорогу ( КБЖД ).  «Золотой пряжкой стального пояса России» - назвали её современники и она в полной мере оправдывает своё название. 
   Во первых это самый дорогой отрезок железной дороги, фактически на всём своём протяжении, построенный на скалах, круто спускающихся к Байкалу. В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км маршрутом Слюдянка - порт Байкал. На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м (сейчас используется только 5 из них) и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.
   Во вторых это один из немногих объектов, созданных человеческими руками, который не испортил созданные природой окружающие виды и это сочетание человеческого труда и природных ландшафтов действительно уникально!
  Третий музей,  это "Музей минералов Жигалова" в городе Слюдянка. Валерий Алексеевич Жигалов, местный житель, в прошлом фотокорреспондент слюдянской городской газеты, начал собирать колекцию в 1975 году, тогда же он выссказал идею создания в Слюдянке музея минералов и начал последовательно претворять её в жизнь.  Как пишет сам Валерий Алексеевич о первых десятилетиях, потраченных на создание музея  в статье "Моя борьба", опубликованной в Российской газете 27 февраля 1999 года: "Помните фильм о Чапаеве и разговор крестьян: "Приходят белые — грабят, приходят красные — тоже грабят"? Вот так и у меня с музеем-усадьбой: власть меняется, а ситуация с его закрытием и конфискацией экспонатов остается актуальной на протяжении многих лет. Если выразить это в процентном отношении, мой труд в создании музея — 10 процентов, а девяносто — борьба за его выживание против властей в разные времена." Тем не менее, пройдя все круги ада в общении со слугами народа, Жигалов создал не только музей, в котором собрано более 10 тыс. уникальных экспонатов, сформировал богатый обменный фонд, но  и построил приют для путешественников и коллекционеров. Смею предположить, что такого уникального объекта нет ни в России, ни в мире.
  Вообще мне нравится, когда заканчивая путешествие, тут же появляются идеи вновь посетить эти места с какой то другой программой, а это значит, что увиденое впечатлило. Покидая южный берег Байкала, мне вновь туда хочется вернуться, пожить у Жигалова, поговорить с этим уникальным человеком, полазить по горам южного Прибайкалья, Хамар-Дабану, по многочисленным заброшенным рудникам, ближайший из которых находится в 250 метрах от усадьбы Валерия Алексеевича, а также полностью пройти КБЖД, от Култука до конечной станции Порт Байкал.
  Далее несколько фото с маршрута. Все фотографии кликабельны, открываются в новом окне, в большем разрешении.

2. Многообещающее название.

3. 149-й км. КБЖД, посёлок Старая Ангасолка. Дом-музей-гостиница, организованная почитателями Николая Константиновича Рериха.

4. Выставка работ Алексея Леонова в "доме Рериха". Говорят, что эта выставка приехала сюда из Твери - это куда ж надо было забраться, чтобы увидеть эти прекрасные работы.

5. Собственно работы Алексея Леонова. Материал - шамотная глина.

6.

7.А это выставка работ в технологии "флористическая живопись" местной художницы Донской Галины Васильевны, там же, в "доме Рериха".

8. Работы выполнены листьями деревьев, цветов, трав.

9. Кругобайкальская железная дорога. Я думаю, один из лучших видов КБЖД. Далее несколько фоток с прогулки по уникальной железной дороге.

10.

11.

12.

13.

14. Где то на КБЖД.

15. Город Слюдянка. Частный музей минералов, организованный Валерием Алексеевичем Жигаловым.

16. Зал музея. В настоящее время здесь собрано около 10200 образцов минералов.

17. Одна из витрин.

18. Крайний взгляд на "прибайкальский ковёр" дальше гостиница... аэропорт... Москва... Грустно!
Tags: Иркутская область, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments